РОЛЬ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Под
наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства
с родителями.
Наследственность – это генетическая программа человека,
определяющая его генотип.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и
переменную части, определяющие как то общее, что делает человека
человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
- Детерминированная часть
наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение
человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя
человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности,
мышления.
- От родителей к детям
передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет
волос, глаз и кожи.
- Жестко генетически
запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены
группы крови, резус-фактор.
- Наследственный характер имеют
болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные
расстройства – карликовость.
- К наследственным свойствам
относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер,
особенности протекания психических процессов.
- По наследству передаются
задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы
имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и
социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей.
Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных,
учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие
потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных
сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь
протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня
самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что
может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей
наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые
клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические
структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Очень важен вопрос о наследовании
моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики
было утверждение, что все психические и моральные качества личности не
наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней
средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни
скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных
качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о
социальном поведении.
В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные
качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или
злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость,
агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э.
Фромм, А. Мичерлик и др.).
Последнее время
позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и
отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.
высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и
его социального поведения.